Минимизация шума в трансмиссии

Минимизация шума в элементах трансмиссии вальной коробки передач фронтального погрузчика

Целью проекта являлось:

  • Выполнить геометрический, прочностной и расчет на долговечность коробки передач с учетом зубчатых передач, подшипников, валов;
  • Оптимизировать зубчатое зацепление шестерен с целью снижения шума и вибрации;
  • Определить частоту возмущающих воздействий в трансмиссии, вызванных перекатыванием зубчатых зацеплений на всех передачах;
  • Оценить ускорение подготовки конечно-элементной модели для структурно-прочностного расчета корпуса трансмиссии при использовании универсального пре- и постпроцессора SimLab на примере балки моста фронтального погрузчика.

Исходными данными проекта являлись

  • Кинематическая схема коробки передач;
  • Геометрические параметры: расположение валов в пространстве, межосевые расстояния, установка подшипников, размеры зубчатых колес;
  • Нагрузочный режим на входном валу КП;
  • Механические свойства материала зубчатых колес;
  • Ограничения для оптимизации, возможности зуборезного оборудования;
  • Критерии оптимизации;
  • Трехмерная геометрия сборки корпусных элементов моста;
  • Нагрузочный режим для балки моста, передаточное отношение главной передачи и колесного редуктора, радиус качения колеса;
  • Механические свойства материалов балки моста.

Для осуществления проекта были выполнены следующие этапы проекта

  • Создание расчетной модели коробки передач (Ввод кинематической схемы; Позиционирование элементов кинематической схемы; ЗD-представление)

  • Описание порядка включения передач;
  • Ввод многоступенчатого нагрузочного режима;
  • Геометрический расчет зубчатых передач;
  • Расчет прочности и выносливости зубчатых передач, подшипников, валов;
  • Оптимизация по шуму: (а) с сохранением исходного производящего контура по ГОСТ 13755-81; (б) с нестандартным исходным производящим контуром (универсальное зуборезное оборудование); (в) с сохранением исходного производящего контура по ГОСТ 13755-81 и вводом угла наклона зуба;amk1
  • Подготовка трехмерной геометрии балки моста для конечно-элементного расчета;

  • Создание конечно-элементной сетки сборки балки моста;

  • Задание граничных условий, описание контактных взаимодействий;
  • Проведение конечно-элементного расчета балки моста под действием пиковой вертикальной нагрузки с учетом болтовых соединений и контактных взаимодействий.

Полученные результаты:

  • Создана параметрическая расчетная модель коробки передач в единой комплексной среде проектирования, содержащая все элементы механической части трансмиссии (валы, подшипники, зубчатые передачи, муфты и др.) в одном рабочем пространстве. В модели предусмотрена возможность переключения передач, нагрузочный режим на входном валу задан спектром;
  • Снижен шум и вибрация проблемного зубчатого зацепления по сравнение с базовым вариантом. При оптимизации изменению подвергались такие показатели зубчатого зацепления, влияющие на шум, как: изменение передаточного отношения вследствие изгиба зубьев под нагрузкой (погрешность зубчатого зацепления), жесткость зацепления, изменение нормальной силы в зацеплении и удельного скольжения.
  • Рассчитаны частоты возмущающих воздействий в трансмиссии, вызванные перекатыванием зубчатых зацеплений на всех передачах. Расчет произведен до 4-ой гармоники включительно.
  • Создана и рассчитана конечно-элементная модель сборки корпусных деталей моста, учитывающая болтовые соединения и контактные взаимодействия.
  • При оптимизации с сохранением исходного производящего контура по ГОСТ 13755-81  погрешность зубчатого зацепления уменьшилась в 2,23 раза, сглажены кривые изменения жесткости зацепления и изменение нормальной силы в зацеплении.
  • При оптимизации с нестандартным исходным производящим контуром погрешность зубчатого зацепления уменьшилась в 2 раза, сглажены кривые изменения жесткости зацепления и изменения нормальной силы в зацеплении.
  • При оптимизации с сохранением исходного производящего контура по ГОСТ 13755-81 и вводом угла наклона зуба погрешность зубчатого зацепления уменьшилась в 268 раз, сглажены кривые изменения жесткости зацепления и изменение нормальной силы в зацеплении.