Разработка СТП

Наиболее передовым и современным средством для выполнения  расчетов зубчатых колес на настоящий момент является международный стандарт ISO 6336, метод B.

Компанией Micro Express разработан стандарт предприятия (СТП) на базе данного стандарта, как наиболее приемлемого для белорусских машиностоительных предприятий. Программный комплекс KISSsoft/KISSsys включает в себя множество различных, как международных, так и промышленных стандартов, в том числе и ISO 6336, а также ряд методик расширяющих сферы применимости данных стандартов и увеличивающих возможности и точность анализа зубчатых передач и элементов трансмиссий.

Отсутствие в ГОСТах методик расчета пятна контакта под нагрузкой,  расчета модификаций, долговечности зубчатых колес с учетом опыта  современного машиностроения приводит к необходимости внедрения стандартов ISO. Этот переход невозможен без адаптации данных стандартов, их точной интерпретации и создания СТП на их основе.

Сфера применения и предназначение данного СТП

Формулы, приведенные в стандарте ISO 6336, устанавливают унифицированный способ расчета прямозубых и косозубых цилиндрических зубчатых колес с эвольвентным профилем зуба на стойкость к питтингу (поверхностному выкрашиванию) и допустимую изгибную прочность. Результаты, полученные с помощью расчетных формул и методов в соответствии с данным стандартом, хорошо согласуются с ранее используемыми методами расчета зубчатых колес при углах зацепления до 25˚ и углах наклона зубьев до 25˚. При использовании стандарта ISO 6336 следует иметь в виду, что в случае применения расчетных методов ISO 6336 для других углов наклона зубьев и углов зацепления, результаты расчетов должны быть обязательно подтверждены опытным путем.

Формулы, приведенные в ISO 6336, не могут быть использованы в нижеприведенных случаях:

  • прямозубое или косозубое колесо с коэффициентом торцового перекрытия меньше 1,0;
  • прямозубое или косозубое колесо с коэффициентом торцового перекрытия больше 2,5;
  • наличие интерференции между вершиной зуба и переходной поверхностью ножки зуба;
  • зубья остроконечные;
  • боковой зазор отсутствует.

Формулы расчета изгибной прочности, приведенные в стандарте ISO 6336, могут быть использованы для случаев излома ножки зуба, но не применимы для повреждений на контактной поверхности зуба, разрушениях зубчатого венца или разрушениях заготовки колеса на диске колеса или ступице. Стандарт ISO 6336 не применим для зубьев, имеющих в качестве последней стадии обработки ковку, штамповку или спекание, а также для зубчатых колес, имеющих неправильное пятно контакта.

Методика расчета, представленная в стандарте ISO 6336, служит для определения допустимой нагрузки, учитывающей питтинг и образование трещин у основания зуба. При окружной скорости на начальной окружности менее 1 м/с, допустимая нагрузка зубчатого колеса зачастую определяется абразивным износом.