Реверс-инжиниринг

Адаптация (реверс-инжиниринг) – исследование некоторого устройства, или, в данном случае, коробки передач или узла трансмиссии, с целью понять принципы его конструирования и воспроизвести с аналогичными функциями, но без прямого копирования. Реверс-инжиниринг является одним из мощнейших приемов, позволяющих сократить время и затраты на разработку математической модели новой трансмиссии, а порой и единственной возможностью математического описания какого-либо уникального изделия, на которое отсутствует конструкторская документация. Речь идет о получении математической модели по физической мастер-модели либо по уже существующему изделию-образцу либо по старым чертежам.

revers2

Другими словами, реверс-инжиниринг  – это обратная разработка. При её выполнении производят  анализ механизмов функционирования системы с целью воспроизведения ее на другом уровне, учитывая условия производства и заданные свойства будущего изделия. По существующему физическому объекту необходимо воспроизвести его математическую модель, чертежи и т.д. Отсюда и название «обратная разработка», поскольку обычно в процессе разработки сначала разрабатываются математические модели и чертежи изделия, по которым изготавливается физический прототип.

revers

На приведенных графиках сравниваются коэффициенты запаса. Созданная  модель с применением только прямозубых ЗК показала, что максимальное падение коэффициентов запаса (при расчетной долговечности в 40000 моточасов) составило 31% по контакту и 29% по изгибу (для солнечной шестерни 1-го планетарного ряда),  однако даже при таких существенных изменениях (переход к прямозубым зубчатым колесам), она все еще обеспечивает необходимую долговечность в 40000 моточасов при заданном теоретическом спектре нагружения. Минимальные значения падения коэффициентов запаса при переходе от косозубых к прямозубым зубчатым колесам составляют от 2% по изгибу и 5% по контакту для коронного зубчатого колеса и солнечной шестерни 3-го планетарного ряда соответственно.

Кроме того, использование метода реинжиниринга позволяет воссоздать конструкцию по прототипу мирового лидера в индустрии, и провести адаптацию или оптимизацию данной конструкции с учетом технологических возможностей конкретных производственных мощностей. При этом создаётся виртуальная модель прототипа в среде KISSsys/KISSsoft с учетом новых условий производства (инструмента и станочного парка, доступных материалов, освоенных технологий термообработки, достигнутой точности изготовления) с соблюдением стандартов ISO и промышленных стандартов предприятия.

Пример выполнения проекта реверсинжиниринга

reeng

Предварительная трехмерная компоновка редукторной части планетарной коробки передач прототипа была полностью воссоздана в среде KISSsoft/KISSsys по протоколам обмера зубчатых колес натурного образца гидромеханической передачи. Поля допусков были введены в модели в соответствии с разбросом измеренных на КИМ CarlZeiss ACCURA параметров, ориентируясь на рассчитанные аппаратно-программным комплексом GEAR PRO involute© контрольные размеры длины общей нормали или размеры по шарикам (роликам). При этом точное значение коэффициентов смещения определялась в программном комплексе KISSsoft с учетом параметров всех зубчатых колес планетарного ряда и значений измеренных межосевых расстояний.